Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология

Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология

Традиционно считается, что музей — это место тишины и почитания прошлого. Но на самом деле это не так! Музей как социальный институт с момента своего зарождения стремился выйти за рамки традиции. У нас в России уже до революции велась активная деятельность по популяризации музеев как центров культуры и образования. В России в первой половине 20 века теоретическими вопросами просветительской деятельности музеев занимались А. В. Луначарский, П. А. Флоренский, Ф. Шмидт, Н. И. уделялось большое внимание приобщению детей к миру музейной культуры.

Так организатор музеев и просветитель. А.У. Зеленко видел в музеях «новое создание культуры человечества». Он считал, что ребенок воспринимает окружающий мир, в первую очередь, с помощью чувств, а уж потом осваивает этот мир интеллектуально. В его концепции было предусмотрено много активных технологий, но его научный подход сильно опередил время.

В Российской музейной энциклопедии сказано, что «музей — постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также удовлетворения духовных потребностей» . Придерживаясь этого кодекса, музеи в разные времена по-разному относились к понятию «образование».

В 90-х годах 20 века произошло значительное переосмысление роли музеев в воспитании молодого поколения. Например, в Государственном Русском художественном музее родилось такое направление деятельности, как «Музейная педагогика», был создан «Российский центр музейной педагогики и детского творчества». Разработана инновационная программа «Здравствуй, музей!». В октябре 2020 года центр отметил свое 30-летие. А его руководителю, Борису Андреевичу Столярову, 11 октября была вручена Международная премия им. Николая Рериха в номинации «Педагогика и просветительство». В рамках этой программы сложилось продуктивное взаимодействие: музей-школа-музей. Данная программа успешно решает вопросы приобщения молодого поколения к музейным культурным ценностям, формирует навыки визуального мышления школьников, развивает творческий потенциал детей школьного и дошкольного возраста.

Музейная педагогика — одно из эффективных направлений деятельности по достижению требований ФГОС нового поколения. Формирование личностных компетенций, метапредметных УУД может происходить благодаря тому, что музей в большей степени, чем просто учебное заведение, позволяет обеспечить целостное восприятие мира. Музеи постоянно находятся в поиске новых форм работы и организации музейной среды. На помощь музеям приходят интерактивные компьютерные технологии, поэтому музейная педагогика остается по-прежнему инновационной.

В настоящее время не только дети могут прийти в музей, но и музей также может прийти к детям. Это произойдет, когда технология музейной педагогики в ДОУ, полностью соответствующая ФГОС, станет неотъемлемой частью воспитательного и образовательного процесса. Обеспечить это смогут различные технические, в том числе, интерактивные нововведения в ДОУ.

Как видим, потенциал этой инновационной музейной технологии не раскрыт полностью, потому что творческие возможности ее огромны.

Ольга Леонидовна Клименко, педагог

Для реализации инновационных программ в музеях поможет интерактивное оборудование: интерактивный стол, интерактивная панель, интерактивный пол, а также интерактивная стена Ожившие рисунки.

Интерактивная стена Ожившие рисунки в областном краеведческом музее Ульяновска:

Продукция Свернуть