Интерактивные системы для класса
Жизнь каждого человека – это взаимодействие с окружающим миром. С вещами, другими людьми, животными, понятиями и процессами. С конца прошлого века стало популярным выражение «виртуальная реальность». Но разработчикам было очевидно, что пока нет возможности взаимодействовать с информацией в компьютере на более высоком уровне, чем с данными на бумаге, ни о какой новой реальности говорить нельзя. Сейчас, спустя годы, можно увидеть интерактивные рекламные стенды в гипермаркете и интерактивные системы в классе обычной школы – те самые разработчики не теряли время зря.
Взаимодействие – это суть любой интерактивной системы. Обмен данными между компонентами этой системы, между нею и персональным компьютером, между нею и пользователем – вот что принципиально выделяет интерактивную систему из всех инструментов для работы или обучения. На практике это означает, например, что можно потянуть за край столбца диаграммы, отображаемой на экране – и компьютер пересчитает показатели для нового распределения, обновив содержание слайда.
Состав подобных систем может варьироваться. Например, интерактивный стол или интерактивная панель могут использоваться, как мультимедийная классная доска. Другой пример обучающих интерактивных систем – установки для тренировок пилотов самолётов-истребителей. Они симулируют четыре из пяти типов ощущений (все, кроме вкусовых) и позволяют полностью, с высокой долей достоверности, отрепетировать действия в любых критических ситуациях. Такие системы называют дополненной реальностью – их менее дорогостоящие аналоги используются во многих сферах жизни, от коммерции до компьютерных игр.
Самое перспективное направление использования интерактивных систем, разумеется, образовательные учреждения. Достаточно подумать о том, что тысячи и тысячи школьников ненавидят скучный процесс обучения. Между тем, интерактивные системы для класса кардинально меняют ситуацию.
Во-первых, они разгружают преподавателя – большую часть информации ученики могут получить самостоятельно. Если что-то непонятно, не нужно прерывать урок вопросом – можно просмотреть учебный ролик ещё раз, запросить дополнительные данные, изменить параметры модели, чтобы увидеть, как и на что они влияют. Тестирование знаний тоже становится автоматизированным – ученики просто выбирают варианты ответов при помощи специальных пультов. А компьютер тут же подсчитывает результаты, выявляет проблемные для всех вопросы, подводит текущую успеваемость с учётом предыдущих тестирований.
Во-вторых, эволюционно обучение – деятельность, предназначенная для передачи полезных знаний новому поколению. И для того, чтобы обучение было эффективным, вначале нужно доказать – не словами, а примерами, наглядно – что знания действительно полезны. Вряд ли непонятные формулы на истёртой доске годятся на роль такого доказательства. Другое дело – трёхмерная модель, которую можно рассмотреть со всех сторон, в разрезе и в работе. А потом ещё разобрать её и собрать обратно. Всё это можно реализовать, если установить интерактивные системы в классе. Они повысят эффективность учебного процесса и в начальной школе, и на последнем курсе института.
Кроме того, внедрение интерактивных технологий в самые ранние этапы учебного процесса – залог того, что в будущем, при профессиональном обучении и повышении квалификации использование аналогичных систем не вызовет у сотрудника проблем. Крупные международные компании активно применяют самые современные наработки для внутренних образовательных курсов. Так что учёба в школе или ВУЗе с установленными интерактивными системами – это первый шаг к успешной карьере.